Вера в порчу идет из глубокой древности
Всем нам известны истории о ведьмах, колдунах и людях, обладающих «дурным» глазом, способных убить человека, даже не прикасаясь к нему. Как правило, отношение к таким личностям было везде одинаковым: их боялись, перед ними трепетали и заискивали, стараясь заслужить их расположение. На кострах инквизиций сжигали ведьм, пророков, ясновидящих, причём делалось это по приказу отнюдь не всегда тёмных и невежественных людей. Напротив, многие из них были грамотными и умными.
Почему же обладатели незаурядных способностей во все времена предавались остракизму? Долгое время господствовало мнение, что ничего такого нет и быть не может, всё это или выдумки, или признак одержимости дьяволом.
На Руси, как и везде, с опаской относились к колдунам, старались завоевать их расположение или, в крайнем случае, не разгневать и не навлечь тем самым на себя и свою семью всяческие кары. Такого человека обязательно приглашали на свадьбы и на прочие праздники, сажали на почётное место и угощали лучшими яствами. Но и вместе с тем наведение порчи строго наказывалось и считалось неправедным, чёрным делом.
Методы наведения колдовских чар мало изменились с тех времён. В старинных источниках можно встретить и наведение порчи на след, и пускание её по ветру, и подбрасывание и закапывание в землю различных вещей («подкладов»), иногда предварительно «обработанных» специальными заклинаниями. В этом неблаговидном качестве выступали как вещи, с которыми непосредственно контактирует объект порчи, так и посторонние предметы: колоски, скрученные определённым образом, птичьи перья и т. д.
Это могли быть и некие атрибуты, напоминающие о дьявольской силе – в банках, которые выкапывали или находили где-то, оказывались человеческие волосы, навоз, обрезанные ногти, тухлые яйца, шерсть животных.
Весьма распространённым, особенно на Украине и Белоруссии, был и такой вид чёрного колдовства.
Существовали специальные ведьмы, которых называли коровницами. Как видно из названия, цель этих ведьм – испортить молоко у главной кормилицы семейства. У такой бурёнки молоко или совсем пропадает, или становится жидким, по вкусу напоминающим воду. А вот у злодейки-колдуньи, напротив, корова молоко давала густое, как сливки, а иногда уже в период доения оно превращалось в масло.
Главным орудием такой порчи являлась, как правило, роса, собранная в ночь на Ивана Купалу. Ведьма ходила по огородам односельчан и собирала росу в подойник, а затем давала её пить своим коровам и обмывала ею их вымя. Конечно, не просто так, а со специальным наговором. Бдительные хозяева недаром в эту ночь не ложились спать, а караулили свои огороды от «ведьмачек».
Интересно, а почему использовалась для чёрных дел именно роса? Дело в том, что наши предки считали её соком земли, дающим и здоровье, и благополучие. Недаром опытные знахари и сейчас рекомендуют порченому или длительно болящему поваляться в росе, пропитать ей простынь и прикладывать к больным участкам тела. Особенно полезной роса считалась в Юрьев день, поэтому скот обязательно в этот день выводили на выпас.
Однако ведьмы могли испортить и… саму росу, чтобы вместо пользы скоту был нанесён вред. Чтобы проверить, здорова роса или над ней потрудились колдуны, хозяйки на ночь вешали на плетень чистую тряпицу, а утром пробовали её на вкус. Если роса сладкая, значит, испорчена, скот выпускать нельзя – он или заболеет, или и вовсе издохнет.
Колдовские чары напускались нередко и на еду и питьё. Опытный колдун мог ограничиться и лишь одной фразой, не прибегая ни к каким другим магическим ритуалам. Ведь слово, как известно, обладает могучей силой, оно способно и исцелять, и нанести непоправимый вред, и об этом наши предки хорошо знали. Неугодному человеку говорилось: «Ну ты погоди у меня, ещё попляшешь» или «Девка у тебя хороша на диво, что ж замуж-то никто не берёт?» После этого, как правило, начинались недомогания или неприятности, о причине которых догадывался и сам порченый, и его родные.
Для наведения порчи иногда было достаточно лишь лёгкого прикосновения колдуна к человеку или животному или даже – одного лишь взгляда. Кстати самым страшным орудием колдуна был именно взгляд, от которого человеку становилось не по себе вплоть до обморочных припадков.
Зачастую пострадавшие расправлялись с виновником бедствий самым жестоким образом, однако встречались случаи цивилизованного решения конфликта. Так, в судебных хрониках 18 века можно найти уголовное дело от 1672 года. Некий посадский, обнаружив у себя на огороде «подклад», а именно куски печёного хлеба и толику мёда, подал челобитную с просьбой наказать того, кто решил таким образом навести на него порчу.
К сожалению, нам неизвестно, чем закончилось дело.
Разумеется, во многих местностях были и противоположные «силы» - то есть белые бабки и знахари, да и просто сведущие люди, которые в состоянии были убрать негативные последствия и вылечить несчастного. Они знали правила обращения с «подкладом», которые не утратили значения и сейчас, шептали над порченым молитвы и заговоры, поили его наговорённой водой…
Встречались и случаи, когда порченые обращались к колдуну с просьбой отомстить обидчику также колдовскими методами.
Вот какая реакция чёрной колдуньи на «сдобренную» специально для неё еду описана В.П.Зиновьевым: «… Вот хозяйка нас накормила, да и сама села, куском макнула в кулагу и только надкусила – сразу на пол, пошла пена изо рта, бить ее стало... вот как ее хлестало, ажно волосы на себе рвала...»
Т
аким образом, мы видим, что вера в порчу и в колдовские силы была неистребима на Руси, но
наши предки знали множество способов и наведения её, и борьбы с ней.